НОВОСТИ 05.08.2008
ФОРМУЛА 1
02:30 Хейкки Ковалайнен:
"Обстоятельства были на моей стороне"
В минувшее воскресенье на Хунгароринге своей первой победы в "Гран-при" добился пилот "Макларена" финн Хейкки Ковалайнен. После гонки он ответил на вопросы "СЭ".
Борис ТОСУНЯН
из Вены
- После финиша вас по командному радио тепло приветствовал шеф "Макларена" Рон Деннис. "Хейкки, добро пожаловать в мир победителей", - сказал он…
- То был великий момент в моей жизни! Многие годы я пытался выиграть хотя бы один "Гран-при". И теперь, когда это наконец свершилось, надеюсь, что нынешний успех - один из многих, ожидающих меня в будущем.
- Вы вошли в историю королевских гонок, став сотым пилотом "Формулы-1", завоевавшим первое место в "Гран-при". Кроме того, вы установили своего рода финский рекорд: например, Мике Хаккинену до победы пришлось провести 96 гонок, Кеке Росбергу - 49, Кими Райкконену - 36, а вам всего лишь 26. Словом, столь быстрого успеха до сих пор не добивался ни один ваш соотечественник.
- На самом деле я мог сделать это и раньше. В этом году у меня были гонки, в ходе которых я находился в такой выгодной позиции, что имел возможность прийти к цели первым. Но то и дело происходило что-то, не позволявшее мне добиться осуществления своей мечты.
- В Венгрии подобное случилось с Фелипе Массой, который за три круга до финиша сошел с дистанции из-за задымившегося двигателя…
- Я искренне сочувствую ему. Бразилец был достоин победы. Но и мой болид в воскресенье был в отличном состоянии. Я чувствовал, что способен бороться за первое место. Должен сказать, что после половины дистанции в гонке стали происходить события, которые работали на меня. Я был в состоянии в любой момент атаковать Массу. Поверьте, это вовсе не хвастовство, а реальные факты. В итоге все получилось так, как хотелось мне, ведь обстоятельства в этот день были на моей стороне.
- Впечатляюще вы выступили и в квалификации: за несколько секунд до ее завершения были всего лишь на девятом месте, но в последний момент переместились сразу на второе! Тем самым "Макларен" добился двойной победы. В последний раз ваша команда праздновала аналогичный успех в Монце в 2007 году - тогда блистали Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо. Признайтесь, в чем для вас заключалась главная проблема в последней гонке?
- Сложнее всего было подобрать правильные покрышки для третьего, решающего этапа квалификации. Я и сейчас уверен, что мог бы еще немного поднажать. Знаю, где крылся резерв: на втором повороте я был несколько осторожнее, чем следовало. Но все равно: мы нашли для наших машин отличное техническое решение, и я знал, что у меня появилась замечательная возможность выиграть этот "Большой приз". Мое достижение позволяет говорить о том, что все-таки есть справедливость на этом свете, ведь в последние месяцы "Макларен" многое предпринял для того, чтобы побеждать.
- В чем секрет того, что вам удавались быстрые круги на довольно медленном Хунгароринге?
- Это такая трасса, на которой необходимо заставить машину работать на тебя. Здесь не получится безнаказанно выжимать из машины все, на что она способна. В Будапеште необходимо во время тренировок и квалификации терпеливо работать над всеми системами, чтобы в день гонки все прошло легко. Если же тебе приходится бороться против капризной машины, против жары и медленных поворотов, которых в гонке в общей сложности более тысячи, тогда под конец "Гран-при" будешь выглядеть как выжатый лимон.
- Может, самое важное здесь - держаться идеальной линии?
- И это верно. В Венгрии, как и в Канаде, ты будешь сурово наказан, если сойдешь с идеальной траектории. В общем, если хочешь чего-то добиться на Хунгароринге, надо быть терпеливым и проходить виражи без каких-либо помарок.
- Каковы ваши прежние достижения в Венгрии?
- Этот автодром я очень люблю. На нем я несколько раз боролся в серии GP2, но в "Формуле-1" лучший результат показал здесь в 2007 году. Думаю, то была моя лучшая гонка! Я был всего лишь восьмым, но круг за кругом ведя упорную борьбу с Нико Росбергом, делал все возможное и боролся до последней секунды. Это был поединок, от которого я получил истинное наслаждение! Кстати, воспоминания о нем придали мне уверенности и сейчас. Я все время думал, что смогу добиться чего-то более весомого, чем прошлогоднее восьмое место.
- Вам понравилось стартовать рядом с Хэмилтоном?
- Это было великолепно! И хотя я находился несколько позади него, как-то совсем не ощущал, что он имеет преимущество.
- Какова была ваша стратегия во время старта?
- На моей стороне трасса была скользкой. Я увидел, что партнер лучше сорвался с места, а затем так вышло, что я не смог ничего предпринять против атаки Массы. В итоге стал третьим, но старался не отставать от лидеров, которыми я, откровенно говоря, залюбовался - столь чисто они шли по дистанции.
- К середине гонки вам стало несколько сложнее…
- Начались проблемы, характерные для Хунгароринга. Движение стало слишком интенсивным, а круговые не очень-то охотно уступали место. Пришлось мне включить рацию и попросить, чтобы были задействованы синие фаги, которые бы напомнили отстающим их обязанности. На этом я, правда, потерял несколько секунд, но, к счастью, особой роли они не играли.
- В последней трети гонки, имея супермягкую резину, вы выглядели особенно хорошо…
- Вы правы, машина вела себя идеально, поэтому я даже мог оказывать давление на едущего впереди Массу.
- Но почему же вы не делали этого раньше?
- Первую треть гонки я был осторожен. Дело в том, что в нынешнем сезоне у меня частенько возникали проблемы - покрышки на моем автомобиле слишком сильно изнашивались, если я не соблюдал установленный самим собой лимит. Словом, для начала я избрал свой собственный темп и только под конец увеличил обороты.
- Поделитесь, пожалуйста, своими эмоциями в ходе гонки. Обращали внимание на 20 тысяч финских болельщиков, сидящих на трибунах?
- Если честно, мне было не до них. Я старался чисто проходить повороты и не допускать ошибок. В результате мои сверхмягкие покрышки выдержали испытание.
- Что произошло в вашей душе за три круга до конца?
- Ничего особенного. Когда я увидел на обочине Массу, мне хотелось лишь быстрее добраться до финиша. Признаться, я невольно стал беречь мотор, чтобы история бразильца не повторилась и со мной.
- Наверное, вашу победу можно отнести к разряду "удивительное везение"?
- В "Формуле-1" есть правило: если ты победил, значит, ты достоин десяти очков. Но определенное везение, не спорю, было.
- Как правило, победа дает возможность стать еще лучшим гонщиком…
- В любом случае она мне не повредит! Из-за нее я, уж точно, не стану ездить медленнее.
- Жара была для вас проблемой?
- Мне она не мешала. Впрочем, мне вообще ничто не мешало! Я был очень хорошо подготовлен к этому старту.
- Вы чувствуете, что за последний год добились значительного прогресса?
- Конечно! Моя машина стала более конкурентоспособной. Что касается меня как гонщика, то я определенно стал быстрее, улучшил свою технику, стал более крепок в физическом плане.
- Как отпразднуете успех?
- Я давно не был дома, в северной Финляндии. Именно там, в деревне Суомиссальми, я соберу за большим столом родственников и друзей. Кроме того, собираюсь в шестой раз организовать у себя на родине соревнования по картингу. Но, разумеется, не буду злоупотреблять празднованием. Сейчас нас всех ждет пауза в три недели, но даже если бы она длилась 10 недель, я бы и тогда не расслаблялся.
- В Будапеште произошло и другое приятное для вас событие: продление контракта с "Маклареном"…
- Я не понимаю, почему все друзья и знакомые в Венгрии меня поздравляли с этим, на мой взгляд, очевидным событием. Лично для меня давно было ясно, что я и дальше буду ездить за "Макларен". Более того, я вообще хотел бы всю оставшуюся карьеру в "Формуле-1" ездить только за эту англо-германскую команду и никогда не переходить в другую.
Редакция благодарит известного австрийского журналиста Хайнца Прюллера за помощь в организации этого интервью.