29 мая 1953 - 3 января 2008
Краткая биография:
Александр Гаврилович Абдулов. Родился в Тобольске. Окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского. С 1995 года - ген. директор Московского МКФ. Народный артист РСФСР (1991).
Отец - Абдулов Гавриил Данилович, был создателем и художественным руководителем первого в Средней Азии русского драматического театра в городе Фергане. Мать - Абдулова Людмила Александровна.
Актерская карьера Александра Абдулова началась в пятилетнем возрасте, когда он вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле "Кремлевские куранты". Отец для Александра всегда был и остается главным действующим лицом, память о нем, по словам самого актера, - это самое прекрасное, что у него есть в жизни. Отец воспитал в Александре отношение к театру как к Храму.
Значительных успехов Александр Абдулов достиг в спорте. Профессионально занимаясь фехтованием, он был удостоен звания "Мастера спорта СССР". Поначалу даже хотел связать свою жизнь со спортом и поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Однако через год театр взял свое, и Абдулов успешно сдал экзамены в ГИТИС на курс И.М. Раевского.
В 1974 году Марк Захаров заметил талантливого юношу в дипломном спектакле и пригласил в Театр имени Ленинского Комсомола (ныне "Ленком") на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Б. Васильева "В списках не значился". За эту роль он был удостоен премии "Театральная весна". Эта роль определила дальнейшую актерскую судьбу Александра Абдулова.
Самой значительной своей ролью в театре А. Абдулов считает Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского "Игрок" - спектакле "Варвар и еретик". За эту роль А. Абдулов был удостоен премии "Фонда К.С. Станиславского" и "Хрустальной Турандот", а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евг. Леонова. Этого персонажа он считает близким себе по духу. "Я по натуре игрок" , - говорит актер.
Непокорный характер А. Абдулова часто вызывал неудовольствие чиновников от культуры, которые порой требовали даже закрытия спектаклей с его участием и вычеркивали из списка претендентов на награды.
Начиная с середины 1970-х годов А. Абдулов стал активно сниматься в кино. Здесь проявились такие его актерские качества, как тонкий лиризм и глубина психологического проникновения в образ. Его романтические, рефлексирующие, умные и немного грустные герои стали в определенной степени символом поколения 1970-х и 1980-х годов. Однако актер отнюдь не стремился использовать только эти свойства своего таланта. Он старался разнообразить кинематографическую палитру и играть самые разные роли: от героев-любовников до резко характерных и даже гротескных персонажей.
Широкая известность и популярность пришли к А. Абдулову после роли Медведя в телефильме Марка Захарова по знаменитой пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" (1978). В этом фильме наметился своеобразный актерский почерк А. Абдулова: четко очерченная форма, резкость и некоторая угловатость характера героя, великолепная пластика, ум и неповторимая лирическая интонация.
За время работы в кино актер снялся более чем в 120 фильмах. Особенное признание зрителей получили такие его герои, как Митя в мелодраме П. Арсенова "С любимыми не расставайтесь" (1979), Никита в "Карнавале" Т. Лиозновой (1981), Робер из детектива А. Суриковой "Ищите женщину" (1982), лирический герой Иван из "Чародеев" (1982) и др.
Незаурядная физическая форма позволяла А. Абдулову практически во всех своих фильмах обходиться без дублеров. На одном из кинофестивалей он даже получил приз как лучший каскадер за трюк в фильме "Убить дракона" (1988).
В 2000 году состоялся режиссерский дебют А. Абдулова в игровом кино (ранее он снял полудокументальный фильм "Храм должен остаться храмом") - "Бременские музыканты и Со" - мюзикл по мотивам известной сказки. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино. Съемки картины проходили как в России (Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии), так и в других странах: Азербайджане, Египте, ЮАР и даже на острове Бали. В процессе съемок картины были использованы самые современные технологии и методы работы. Сам автор считает свой фильм не традиционной, известной всем сказкой о зверях-музыкантах, а, по его словам, рассказом о бродячих актерах, в котором отразилась в том числе и судьба самого Александра Абдулова, поехавшего в юности из далекой Ферганы "завоевывать" Москву. Режиссер утверждает, что ему удалось снять фильм только при помощи его многочисленных друзей. Это касается и финансовой стороны: на фильм не было потрачено ни копейки государственных денег. Сам автор сыграл в своем фильме Шута, от лица которого ведется повествование. Остальных персонажей играют самые популярные актеры кино - целое созвездие, элита российского кинематографа. Финал фильма, когда Бременские музыканты появляются на экране в костюмах "Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" и улетают на "Желтой подводной лодке", А. Абдулов считает данью своей любви к "Beatles" и поклоном ушедшему веку.
Главной мыслью и даже девизом своего фильма А. Абдулов считает строки из знаменитой песни: "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету...". Актерское братство, взаимовыручка, самоотверженность для А. Абдулова - не пустые слова, а жизненное кредо.
А. Абдулов обладает незаурядным организаторским талантом. В среде творческой и предпринимательской интеллигенции огромным успехом пользовались благотворительные вечера "На задворках", организованные А. Абдуловым. Средства от этих вечеров направлялись на шефскую помощь детским домам и неимущим людям. При его непосредственном участии был по сути дела возрожден Московский международный кинофестиваль, который актер возглавлял в течение нескольких лет. В 1993 году актер организовал и до сего времени возглавляет Театральную антрепризу, львиная доля доходов от которой направляется на благотворительность. Силами "Антрепризы Александра Абдулова" и театра "Ленком" был отреставрирован и передан Русской православной церкви храм Рождества Богородицы в Путинках.
Друзья и коллеги А. Абдулова говорят о нем как об очень надежном человеке, который в трудную минуту всегда приходит на помощь.
В 1986 году А. Абдулов был удостоен звания "Заслуженный артист РСФСР", в 1991 году - "Народный артист России". В 1997 году ему был вручен орден Почета.
Актер удостоен премии "Чайка" (ТВ-6, 1997) и продюсерской премии "Золотой овен" - "Человеку кинематографического года" ("Кинотавр", 1998), отмечен Дипломом за лучшую мужскую роль за фильм "Шизофрения" на V Всероссийском кинофестивале "Виват, кино России" (1997), призом за лучшую мужскую роль за фильм А. Суриковой "Тихие омуты" на фестивале комедийных фильмов в Новгороде (2000), призом "Золотая подкова" за режиссуру фильма "Бременские музыканты и Со" на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова (2001), призом "Странник" Международной ассоциации фантастов в Санкт-Петербурге.