Биография
Венсан Кассель родился 23 ноября 1966 года в Париже, в семье французского актера Жан-Пьера Касселя. Свою карьеру актёра он начал в Нью-Йорке, затем вернулся во Францию и несколько лет служил в театре Жана-Луи Барро. Там Венсан был занят в нескольких спектаклях. Женат на итальянской актрисе Монике Белуччи. 12 сентября 2004 года в Риме у них родилась дочь Дева.
Венсан Кассель: Чертовски привлекательный
Если в сценарии прописана роль обаятельного негодяя с европейским паспортом, в 99 случаях из ста на эту роль позовут Венсана Касселя.
И, что примечательно, в отличие от прочих артистов, Касселю нравится играть подобных персонажей.
В новом фильме классика французского кино Жан-Жака Анно «Миллион лет до нашей эры-2», Венсан Кассель играет… бога Пана, также известного как Сатир, существо из греческой мифологии, получеловека, полукозла. Безумная ухмылка, веселый нрав и абсолютный гедонизм как жизненная философия — все это роднит Венсана Касселя с его героем. Журналисты пытают Касселя, как он входит в роль, как он будит в себе «внутреннего зверя». Он лишь пожимает плечами: «Это несложно. Я вообще по природе своей немного дикий, немного злой. Мне комфортно в подобном амплуа».
Кассель любит хвастать, что в первый же день, когда получил водительские права, он разогнал свою машину на трассе Париж-Ницца до скорости 230 км/час. В юности он также входил в одну из молодежных бандитских группировок, которые патрулировали 18-й и 20-й парижский аррондисманы (округи), что в районе Бельвилля. «Там можно было почувствовать себя как в Бразилии или Северной Африке — такие же джунгли, и везде человек человеку — волк». Фильм, после которого о нем заговорили как о хорошем актере, назывался также — «Ненависть». И рассказывал о трех парнях из гетто — африканце, арабе и еврее (Кассель играл еврея — «ВД»), которые пытаются выжить на злых улицах Парижа. «Это очень агрессивный город — поэтому и мы, его дети, такие же».
При этом детство Венсана Касселя прошло в самом богемном и весьма благополучном районе — Монмартре. Его отец, комедийный актер Жан-Пьер Кассель, был настоящей знаменитостью, мама — журналисткой. Родители развелись, когда Венсану было 14, и парень совсем отбился от рук. При первой же возможности он сбежал из дома с бродячим цирком-шапито, и некоторое время выступал на арене — и в качестве жонглера, и в качестве акробата, и даже немного фокусника. Единственное, что он наотрез отказывался делать — это выходить на арену с красным клоунским носом. Это был своего рода юношеский максимализм: Венсан не желал повторять жизненный путь своего отца, он не хотел быть актером.
Однако голос крови взял свое: в 25 лет синеглазый красавец дебютировал в кино, в фильме «Ключи от рая». Тогда его еще воспринимали как «Касселя-младшего», шептались, что он получает роли по протекции. Венсан же настойчиво говорил о том, что с папой его роднит только фамилия, все остальное — характер, отношение к жизни и профессии, у него совершенно иное. «Мой отец прославился своими легкими комедиями, мне же ближе безумные парни с трудной судьбой».
В 1993 году Венсан нашел, наконец, родственную душу в актере и режиссере Мэтью Кассовице (для французов просто «Кассо»). С Касселем его роднило многое — и буржуазная семья (отец — режиссер, мать — сценаристка), и попытка сделать в кино что-то новое, и какая-то необъяснимая тяга к насилию на экране. После фильма «Ненависть», в котором Кассовитц выступил в качестве режиссера, а также сыграл роль скинхеда, его стали называть «французским Спайком Ли». А Венсан Кассель стал не только его лучшим другом, но и его своеобразным талисманом — как-то Мэтью в шутку сказал, что ему приносят удачу только те фильмы, в которых участвует Венсан.
«Ненависть» получила несколько премий «Сезар» (в том числе и за лучшую мужскую роль — «ВД») и одну из наград Каннского кинофестиваля. Венсан стал знаменитым не слишком рано, но и не слишком поздно, ему тогда как раз исполнилось 30 лет. Если сравнивать Венсана с каким-нибудь голливудским актером, то по типажу и темпераменту ему ближе всего Николас Кейдж. Что касается популярности, то это уже уровень Тома Круза.
Касселя вполне можно увидеть в каком-нибудь парижском кафе, в любимой «кожанке», со свежим круассаном и с чашкой кофе. При этом вряд ли кто-нибудь решится его побеспокоить. Во-первых, потому что частная жизнь звезд во Франции строго охраняется законом. Во-вторых, это просто опасно. Парень может и вспылить — а в гневе он страшен. «Конечно, я пытаюсь уйти от амплуа плохого парня, — не слишком убедительно говорит Кассель. — По крайней мере, моему агенту было дано такое указание. Но, вы знаете, плохие парни — они же совершенно разные. Во Франции мне нравится играть такие роли — всегда можно придумать своему герою какое-нибудь оправдание. С Голливудом сложнее. Сами знаете — если вы иностранец, вам придется играть русских бандитов. Конечно, я бы их не играл, если бы у меня был выбор!”
Дебют Венсана в англоязычном кино состоялся в 1998 году — разумеется, в роли негодяя, герцога Анжуйского в «Елизавете». С тех пор он почти избавился от французского акцента, но продолжает играть роли… плохих русских. Как, например, роль Алексея в «Имениннице». Или Кирилла в недавнем «Пороке на экспорт».
Когда снимали «Именинницу», ни один из актеров не знал ни слова по-русски — за исключением Николь Кидман, которая все же взяла пару уроков у сотрудницы русского посольства. Во время одного из визитов в Москву у Касселя поинтересовались, как же он тогда сыграл подобную роль. Тот ответил обаятельно небрежно: «Мне достаточно было пообщаться с некоторыми парнями в Париже… Да, у меня есть знакомые русские бандиты. Следующий вопрос!” Во время съемок «Порока на экспорт» Венсан задался целью пообщаться с русскими мафиози снова — на этот раз с сутенерами. Но ему дали от ворот поворот. «Мне сказали: если эти люди узнают, что ты актер, они тебя похитят». Венсан не стал играть с огнем — на этот раз все было вполне серьезно.
Он также сыграл парочку французских бандитов — ЛаРоша в «Цене измены» и Франсуа по прозвищу «Хитрый лис» в «Двенадцати друзьях Оушена». Впрочем, Венсан не считает своего «Лиса» таким уж отъявленным негодяем. «Он не такой уж и плохой. Думаю, он точно такой же, как Оушен и его компания. Лис вполне мог бы стать одним из команды… если бы обстоятельства сложились по другому».
На французские фильмы с Венсаном Касселем часто снимаются американские ремейки — как в случае с «Квартиркой» или фильмом «Читай по губам». Однако иллюзий по поводу своей карьеры в Голливуде Кассель не строит. «Кто-то, конечно, знает меня по «Двенадцати друзьям Оушена», но мне хотелось бы думать, что большинство зрителей все же знакомы с моими французскими фильмами — вроде «Необратимости» и «Братства волка». Мне гораздо больше нравится сниматься в Европе. Здесь у меня интересное амплуа — я играю главные роли в странных фильмах, в фильмах не для всех. Можно сказать, что во Франции я нахожусь в роли высокооплачиваемого аутсайдера».
Говоря об увлечениях Венсана Касселя (рэп, брейк данс, капоэйра, владение которой он блестяще продемонстрировал в фильме «Двенадцать друзей Оушена»), просто невозможно не вспомнить о главном — а именно, о его жене. Собственно, с упоминания Моники Белуччи начинается практически любая статья о Венсане Касселе — мол, это единственный парень в мире (и, Боже, как ему повезло!), который может вполне легально заниматься с ней любовью. И это, действительно, так. Брак Касселя и Белуччи, который продолжается, между прочим, уже девять лет, можно рассматривать по-разному. Это и союз двух сильных личностей, и целая череда компромиссов. В любом случае, это одна из самых красивых и самых талантливых пар Европы.
Они познакомились на пробах в фильм «Квартирка», с первого взгляда невзлюбили друг друга, потом сработались, потом обнаружили, что между ними довольно много общего. «Мне больше нравится работать с актерами, чем с актрисами. Но когда я встретил Монику, я почувствовал то же, что и когда встретил Мэтью Кассовица — мы изначально были парой. Не только в личном, но и в творческом смысле. Мне хотелось работать с Моникой снова и снова. Она меня очень вдохновляла — это был тот партнер, о котором я всегда мечтал».
В их жизни работа и семья играют абсолютно равноценные роли. Самым ярким доказательством этогму может служить совместная съемка в «Необратимости». Фильм был невероятно тяжелым эмоционально, и ключевой была сцена жестокого изнасилования Моники. Венсан хотел остаться на съемочной площадке и наблюдать за происходящим. «Расслабься, дорогой, — сказала ему на это жена. — Иди, выпей кофе».
С другой стороны, Белуччи настояла на том, чтобы они зарегистрировали свой брак официально. Французы, как известно, редко женятся, зато для итальянок брак — вопрос женской чести. Но она живет в Риме, он — в Париже, у каждого своя профессиональная (и, по слухам, даже личная) жизнь. Ситуацию не изменило даже рождение дочери Девы. Возможно, лучший способ сохранить брак — это сохранить свободу. И при этом оставаться друзьями и, что в случае с Венсаном более важно, единомышленниками.