Наблюдатель
The Watcher

Режиссер Джо Чарбаник
В ролях Джеймс Спейдер, Мариса Томей, Кеану Ривз
США, 2000, 97 мин.
Сайт: wwwthewatchermovie.com

Он (Кеану Ривз) очень плохой. Он злой: режет, душит и поджигает. Он наглый: присылает полицейскому фотографии будущих жертв. Он хитрый: фотографии полицейскому присылает, а вот фамилии и адреса жертвы - не присылает. Чтобы полицейскому было тяжелее. Полицейский (Джеймс Спейдер) сильно болеет, колет себе в живот лекарство, страдает, но бегает за преступником. Его жалко, и он очень хороший. Такой сюжет.

Это очень важное кино. Нужное и своевременное. Здесь внезапный черно-белый рапид помогает зрителю увидеть мир глазами негодяя. Здесь невинные девушки надолго задумываются, повернувшись спиной к крадущимся маньякам. Здесь Кеану Ривз пугает поклонниц хищным и смрадным дыханием маньяка за кадром и очевидной прогрессирующей полнотой в кадре. Здесь полицейские смело кричат негодяю: "Положи пистолет и убери от нее (то есть от жертвы) свои сраные руки!" А негодяй коварно отказывается убрать свои руки. Этот фильм нужно показывать двоечникам, лоботрясам и нерадивым работникам. Эти полтора часа страданий заставят их почувствовать на собственной шкуре: все в этой жизни следует делать хорошо и на совесть. Даже если ты не хлебороб, не шахтер, не мелиоратор, а всего лишь кинематографист. Фильм "Наблюдатель" - это символ неминуемого позора, обрушивающегося на головы тех, кто пренебрег этим правилом.

И все-таки есть в "Наблюдателе" своя загадка, таинственная и непостижимая: зачем этот фильм выпускают в российский прокат? Ответ много лет назад сформулировал мой одноклассник. Он ежедневно бил стекла, дергал девочек за косы и изображал на стенах туалета мерзости. На регулярный вопрос директора: "Зачем?" - он набычивался и медленно, по слогам произносил: "Дож-дик лей-лей-лей, что-бы бы-ло ве-се-лей!"